
Продолжая вчерашнюю тему.
А так ли были плохи те уроки труда?
Не знаю, есть ли сейчас в школах уроки труда и сохранились ли трудовые мастерские.
У нас-то они точно были с 4-го по 8-й класс:
- у мальчиков столярная и слесарная мастерская, и если повезет, то еще и станки;
- у девочек электроплитки и швейные машинки.
Это я уже молчу про учебно-производственный комбинат (УПК), в котором в девятом-десятом классах каждый школяр получал профессию.
Но вспоминаю я об этом исключительно из-за нашего преподавателя по труду.
Бабушка говорила, что были с ними вечные проблемы: или рукастый, но пьющий и не педагог; или педагог от Бога, но к инструментам его подпускать страшно.
Так вот наш трудовик был типично-нетипичный.
Неопределённого возраста (от тридцати до пятидесяти), всегда в порезах от ежедневного бритья, с постоянной улыбочкой и хохмочками, в синем халате, из нагрудного карма которого торчала пачка Беломора.
После каждого урока он выходил посмолить на крылечко, ведущее из мастерской во двор, а после последнего урока выходил туда же с граненым стаканом в подстаканнике, содержимое которого он закусывал то соленым огурцом, то столовской котлетой.
Весь инструмент и все станки в заведовании он знал как свои три пальца на правой руке, пользовался ими виртуозно и, главное, умел научить ими пользоваться. Тех, кому это было дано.
По крайней мере, если даже я научился затачивать резец и ни разу не получил им в лоб, а даже еще и что-то там вытачивал, то педагогом он был неплохим.
Но главным в нём было другое: мы никогда не занимались пустой работой.
Мы поняли это еще в четвертом-пятом классах, когда осваивали азы столярного дела. Две долгие четверти мы каждую пару пилили, строгали, сверлили, снимали фасочки, шлифовали, лакировали, красили. Постоянно получали замечания и переделывали, складывая скромные плоды наших трудов в отдельную коробку. А потом за одну пару под его руководством весь этот набор разноцветных дощечек и брусочков превратился в настоящий гараж, к которому прилагался десяток машинок.
Мы уже готовы были приступить к играм, но он отвел нас в раздевалку и повел в ближайший детский садик, метрах в двухстах от школы. И мы, десятилетние пацаны, стали настоящими волшебниками для группы пятилеток, которые получили уникальный набор игрушек.
А Витька-ябеда потом еще полчаса бурчал, что вчера в этот садик, только в другую группу, в которую ходит его сестра, трудовик водил "Бэшек", но они носили грузовики и танки. И, дескать, несправедливо, что мы, "Ашки", всего лишь вторые.
Так же и потом, почти все наши работы по слесарке, если только не относились к привитию базовых навыков, то всегда превращались в отремонтированные парты или новые учебные пособия.
Ну или когда работы разных классов объединялись в одну.
Причем и параллели всегда перемешивались случайным образом.
Последний раз я видел нашего трудовика уже когда учился в институте.
Он был всё того же неопределенного возраста, в таком же халате и при пачке Беломора.
"А-а-а!!! Иванов! Я слышал что ты пошел в инженеры. Так ты сможешь перевести материала в 10 раз больше одной силой мысли! Но, по крайней мере, все твои пальцы останутся на месте."
Comments
Или вы еще не доросли?
там производили, не помню ... увы.
что то пилили, строгали, коробочки из жести колотили, 2 листа
жести друг с другом "сшивали" ...
а в старших классах изучали трактора ... во как!
- автослесарь (с получением прав категорий B и C);
- электрик (с допуском до 1000 Вольт);
- токарь;
- телерадиомеханик.
Я попал в телерадиомеханики, ну хоть паять чуть-чуть научился.
А еще мы молоток сделали отличный! Ээх, труда ждали!
Но все были настоящими мужиками и с нами возились на совесть.
Самые крутые уроки труда были в Западной Лице (ныне Заозерске). Мне почему-то кажется, что начались они ещё в третьем классе, если не раньше. Потому что в начале 5-го класса мы уехали в Алма-Ату, а я уже как юный бог владел сверлильным станком. Препод был молодой, не пьющий. Как-то в общем быстро нас всему обучил, включая технику безопасности.
Когда я переехал в Алма-Ату, то там в 5-м классе только начинали пользоваться сверлильным станком. Трудовик всем ставил меня в пример. Потом меня перевели в гимназию. Там с трудами было как-то не айс. Целый год мы делали электромагнит, если мне не изменяет память.
Потом 139-я школа в Питере. Познакомился с токарным станком. Трудовик пил, курил и очень переживал, что его посадят в турьму из-за какого-нибудь малолетнего долбоеба, которого по пьяни сделали. Каждый раз так и присказывал и иллюстрировал скрещенными в форме тюремной решетки пальцами. И говорил: "А мне потом небо в решетку рассматривать". Однажды вытачивал кернер и сжег резец. Что я сделал не так, почему он сжёгся, я так и не понял. Но трудовика рядом не было, а потом он мне пиздюлей словестных выдал. Короче токарный станок знаю поверхностно.
Ну а потом я перешел в 239-й ФМЛ. Там трудов вообще не было. Причем даже у тех, кто в 7-м класс туда поступал.
Что касается полезности. Однажды на прошлой работе мы получили на испытания антенну, которую нужно было закрепить на мачте. Но мачта была уже крепления, надо было изготовить дюралевую пластину вместо половины крепления.
В общем я и один погромист пошли в слесарню. А у них был станок сверлильный. Говорим: "сделайте нам такую хуйню". А они нам, декскать, времени нет, делайте сами. Я такой: где у вас тут дюраль, кернер, царапалка для разметки, халат и очки? Чел прифигел, но всё сразу выдал. Я разметил, накернил. Зажал заготовочку в струбцину. Надел очки, установил сверло и давай сверлить - всё как в третьем классе, будто вчера. Две дырки просверлил и тут молодое поколение программистов, что пришел за компанию: "Слушай, а дай мне попробовать?". Ну дал и ему подырявить. Ушли гордыми за программерский род. А слесарь этот (или кем он был) даже здороваться стал потом )
А вот навыки полученные действительно неизвестно когда могут пригодиться. Я на первой работе после демобилизации, будучи программистом, за три дня выточил кучу всякого крепежа, который директор, из-за дорогивизны, отказался купить в серверную. Обошлось это в паленый резец и разобранную кучу хлама.
Сейчас в первых классах есть урок технологии (у нас по крайней мере). Они там из Лего делают всякое, ну и из бумаги - вырезают, оригами и прочее. В общем, пространственное воображение формируют, чему я очень рад.
Повторюсь, что сейчас - с учетом того, что в магазинах есть все - при наличии денег можно и дома прививать навыки. И это всегда интересно, ведь своими руками.
Технологии - это всё же немножечко не то. У нас тоже что-то такое было в первых двух классах.
Но получалось. :-)
Edited at 2018-04-18 07:14 (UTC)
Я после института четыре года работала в школе, так в первый год мне в нагрузку дали уроки труда у девочек 6 класса. Мы шили юбку с ними.
Вообще полезное дело.
А у нас был трудовик, он же учитель черчения Пал Палыч. У него рука была размером с лопату. Он так трогательно носил в этой руке портфель своей дочки.. А в старших классах играли в волейбол - ученики против учителей. Его подачу пушечную принять было фактически невозможно.
Вот он и предлагал: поднимите гирю 24 килограмма в сумме больше, чем я - идёте играть в футбол, меньше - разбираете и прибираете слесарку, отказываетесь от пари - кроме слесарки будете еще и столярку приводить в порядок.
Мы, конечно, не отказывались, но ни разу так и не выиграли. :-)
Меня с другом распределили в цех металлоремонта и у нас остались три прекрасных воспоминания:
- шашлык, пожаренный в кузне;
- ведро с солярой, в которое бросали окурки;
- источники гидроакустического воздействия.
За три недели мы вылизали цех до блеска, разобрали все завалы, смонтировали сейф на КПП и получили в награду секундомеры с именными гравировками.
Это уже потом выяснилось, что девочка из параллельного класса очень хотела выйти замуж за моего друга, а её папа, начальник цеха, проверял нас на вшивость... :-)