ivalnick (ivalnick) wrote,
ivalnick
ivalnick

Category:

Об уроках труда и трудовой повинности



Продолжая вчерашнюю тему.

А так ли были плохи те уроки труда?

Не знаю, есть ли сейчас в школах уроки труда и сохранились ли трудовые мастерские.
У нас-то они точно были с 4-го по 8-й класс:
- у мальчиков столярная и слесарная мастерская, и если повезет, то еще и станки;
- у девочек электроплитки и швейные машинки.
Это я уже молчу про учебно-производственный комбинат (УПК), в котором в девятом-десятом классах каждый школяр получал профессию.

Но вспоминаю я об этом исключительно из-за нашего преподавателя по труду.
Бабушка говорила, что были с ними вечные проблемы: или рукастый, но пьющий и не педагог; или педагог от Бога, но к инструментам его подпускать страшно.

Так вот наш трудовик был типично-нетипичный.
Неопределённого возраста (от тридцати до пятидесяти), всегда в порезах от ежедневного бритья, с постоянной улыбочкой и хохмочками, в синем халате, из нагрудного карма которого торчала пачка Беломора.
После каждого урока он выходил посмолить на крылечко, ведущее из мастерской во двор, а после последнего урока выходил туда же с граненым стаканом в подстаканнике, содержимое которого он закусывал то соленым огурцом, то столовской котлетой.
Весь инструмент и все станки в заведовании он знал как свои три пальца на правой руке, пользовался ими виртуозно и, главное, умел научить ими пользоваться. Тех, кому это было дано.
По крайней мере, если даже я научился затачивать резец и ни разу не получил им в лоб, а даже еще и что-то там вытачивал, то педагогом он был неплохим.

Но главным в нём было другое: мы никогда не занимались пустой работой.
Мы поняли это еще в четвертом-пятом классах, когда осваивали азы столярного дела. Две долгие четверти мы каждую пару пилили, строгали, сверлили, снимали фасочки, шлифовали, лакировали, красили. Постоянно получали замечания и переделывали, складывая скромные плоды наших трудов в отдельную коробку. А потом за одну пару под его руководством весь этот набор разноцветных дощечек и брусочков превратился в настоящий гараж, к которому прилагался десяток машинок.
Мы уже готовы были приступить к играм, но он отвел нас в раздевалку и повел в ближайший детский садик, метрах в двухстах от школы. И мы, десятилетние пацаны, стали настоящими волшебниками для группы пятилеток, которые получили уникальный набор игрушек.
А Витька-ябеда потом еще полчаса бурчал, что вчера в этот садик, только в другую группу, в которую ходит его сестра, трудовик водил "Бэшек", но они носили грузовики и танки. И, дескать, несправедливо, что мы, "Ашки", всего лишь вторые.

Так же и потом, почти все наши работы по слесарке, если только не относились к привитию базовых навыков, то всегда превращались в отремонтированные парты или новые учебные пособия.
Ну или когда работы разных классов объединялись в одну.
Причем и параллели всегда перемешивались случайным образом.

Последний раз я видел нашего трудовика уже когда учился в институте.
Он был всё того же неопределенного возраста, в таком же халате и при пачке Беломора.
"А-а-а!!! Иванов! Я слышал что ты пошел в инженеры. Так ты сможешь перевести материала в 10 раз больше одной силой мысли! Но, по крайней мере, все твои пальцы останутся на месте."
Tags: Жизнь, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments