Надеюсь, что жизнь дозволит нам свидеться еще до того, как мы оба припадем к старику Альцгеймеру.
И не разочаруемся. :-)
А вопрос налогообложения Кар-Кара не такой простой, как на первый взгляд кажется.
Везде, где возникают расчеты, государство интересуется: нельзя ли с этого взять процент в свою пользу?
И никто никогда не бежал впереди собственного визга с вопросом: куда и сколько налогов мне заплатить?
Я хочу рассмотреть только вопросы налогообложения, а остальную тематику прошу дебатировать в другом месте.
Начнем с начала: что представляет собой сервис?
Некто, собираясь поехать из Усть-Ижопинска в Верхний Задрищенск, предлагает тем, кто намерен следовать в этом же направлении в указанное время, но в качестве пассажиров, пожертвовать ему некоторую сумму, чтобы компенсировать расходы на бензин.
С точки зрения житейской логики - нет никаких проблем. Если мы с друзьями собираемся на рыбалку за 400 километров от города, то на бензин мы сбрасываемся, потому что это наши совместные расходы. Было бы несправедливо, если бы водитель заплатил 3000 из собственного кармана за общее удовольствие.
Казалось бы, что и с БлаБлаКар ситуация выглядит таким же образом: водитель предлагает попутчикам оплатить расходы на бензин и только. Но это не совсем так.
В первой ситуации, когда мы едем на рыбалку (а кто мешает нам так вместе ездить на работу или к общей теще на блины?) мы совершаем запланированное действие, договорившись о совместной оплате издержек.
Во второй ситуации водитель имеет возможность снизить издержки на собственную поездку. Иначе говоря: получить доход.
И вот этот момент является ключевым: совместные расходы против личного дохода.
С точки зрения Гражданского и Налогового кодексов водитель, подвозящий попутчиков "чисто за бензин", оказывает им возмездную услугу, получая доход в денежной форме, которая однозначно подлежит налогообложению.
Ситуация не изменится даже в том случае, если попутчики будут приходить со своей канистрой.
Теоретически, если брать с попутчика только ту сумму, которая оправдывает повышенный расход бензина вызванный его присутствием в машине, то водитель может быть чист как рождественский ангел. Во всех остальных случаях он становится злостным неплательщиком налогов со всеми вытекающими последствиями.
Кстати, на всякий случай напоминаю, что инициатива налогообложения "карпулинга" исходит вовсе не из правительства и даже не из Московского департамента транспорта, а от ассоциации "Автобусные линии России", для которой Кар-кар-сервис стал пусть и мелким, но злобным конкурентом.
Что касается моего личного мнения, то обложить подобные виды сервисов налогами или включить их в систему регулирования будет слишком сложно и совершенно невыгодно. Идиотизм той же степени, что налоги на самозанятых или патенты на сдачу квартир в аренду.
Но эта проблема в любом случае должна быть законодательно урегулирована, потому что отсутствие закона всегда хуже наличия плохого закона.
Так же не могу не отметить, что "BlaBlaCar является непубличной компанией, поэтому финансовые показатели не комментируются сотрудниками[37]. В 2015 году инвесторы оценивали компанию в 1,6 млрд долларов США, что позволяло ей войти в число так называемых «единорогов»[en] — стартапов, чья капитализация превысила миллиард долларов[40][41]. Business Insider оценил ежегодную выручку BlaBlaCar в $72 млн[42], однако Николас Брюссон заявил, что расчёты неверны, так как они не учитывают, что во многих странах компания не удерживала комиссию[37]."