Итак, налоговый маневр 22/22 выродился в 20/26-22.
По крайней мере, во внесенных в Госдуму предложениях содержится следующее:
- НДС увеличить до 20% с 01.01.2019, сохранив действующие льготы;
- страховые взносы понизить до 22% с 01.01.2021;
- при этом, с 01.01.2019 начать повышение пенсионного возраста.
Повышение пенсионного возраста будет плавным, но женщины 1971 года рождения и младше, как и мужчины 1963 года и младше, будут выходить на пенсию в 60 и 65 лет соответственно.
Повышение пенсионного возраста начнется с мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р.
Они смогут выйти на пенсию только на год позднее в 2020 году, в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.
Или, если в виде списка:
1) мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – в 2020 вместо 2019 (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
2) мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – в 2022 вместо 2020 (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
3) мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – в 2024 вместо 2021 (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
4) мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – в 2026 вместо 2022 (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
5) мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – в 2028 вместо 2023 (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
Те, кто как и я младше, могут просто прибавлять 65 и 60 к своему году рождения.
Там сохраняются льготы для работающих на Крайнем Севере и приравненных районах, медицинских и педагогических работников, работников вредных производств и т.д. Но в этом вопросе я особенно глубоко копаться не хочу.
Узок их круг, страшно далеки они от народа, а я не специалист по нюансам пенсионного законодательства.
Если рассмотреть это именно в такой последовательности: повышение НДС, начало увеличения пенсионного возраста, снижение страховых взносов, то картина выглядит существенно иначе, чем полгода назад.
Если кто-то возьмется перечитывать мои предыдущие посты с цифрами (раз и два), то не обращайте внимание на разницу в цифрах, потому что за прошедшие полгода я учел несколько дополнительных деталей и корректировал свои расчеты.
Итак, в 2019-м году произойдет следующее:
- сбор НДС увеличится на 500 миллиардов рублей;
- при этом, за счёт увеличения на два, а не на четыре процента, будет сохранен баланс интересов экспортеров, торговых компаний и производителей;
- на пенсию никто, кроме льготных категорий выходить не будет, а значит расходы ПФР, с учетом естественной убыли пенсионеров, могут даже уменьшиться;
- доходы ПФР, как минимум, не уменьшатся;
- а могут и увеличиться, если новые работники найдут себе официальные рабочие места.
Стало быть, смело можно поднимать пенсии в пределах 7-8% или 1000 рублей в месяц.
Насколько я помню, Медведев и Голикова говорили именно о таких цифрах?
Потом настанет 2020-й год, когда:
- нам добавятся пенсионеры родом из 1959-го и 1964-го годов, которых будет меньше, чем если бы они вышли год назад;
- да еще и часть пенсионеров, всё по тем же естественным причинам, снимется с довольствия;
- а на рынок выйдет самая маленькая группа новых работников;
- НДС будет расти в соответствии с ростом ВВП;
- страховые сборы точно не уменьшатся.
Это еще рост пенсий на 10% (та же 1000 рублей в месяц), который не будет разгонять инфляцию.
А вот дальше 2021-й год:
- снижение суммы страховых взносов на 500 миллиардов рублей;
- на пенсию ни кто не выходит;
- действующие пенсионеры убывают;
- НДС увеличивается только пропорционально ВВП.
И жопа! Потому что дай Бог сохранить текущие размеры пенсий.
А увеличивать их в следующем году можно будет только через увеличение трансферов.
А потом 2022-й с новыми пенсионерами и исчерпанными источниками роста пенсий.
И к решению этой проблемы придется возвращаться вновь.
Плакать рано, потому что я написал самый плохой сценарий на основании неполных данных, которыми сейчас владею.
Есть три варианта преодоления этого кризиса, который позволит увеличивать пенсии и после 2022-го года:
- Увеличение в 2021 или 2022 годах НДС еще на 2% до обещанных 22%. Самый плохой, потому что он ударит по внутреннему производству и потянет за собой инфляцию.
- Отказ от льгот по уплате в ПФР с 2020 или 2021 года, который позволит создать "подушку безопасности". Но это значит отсутствие повышения зарплат, хотя пенсионеры-то как раз будут рады.
- Постепенное, по проценту в год, увеличение НДС, с одновременным снижением страховых взносов, начиная сразу с 2019-го года.
Увы, повторюсь, ни один из этих вариантов не может быть реализован без постепенного повышения пенсионного возраста, иначе будут возникать кассовые разрывы, которые будут бить как по работающим, так и по пенсионерам.
Резюме
НДС наиболее удобный для администрирования налог, изменения которого предсказуемы, а контроль за его сбором отлажен.
Аналогичные изменения ставки страховых сборов, с учетом регрессивной составляющей, менее прогнозируемы и легче прячутся от налогообложения.
В целом, если не считать НДФЛ и нефтегазовых доходов, это два самых больших по объемам источника доходов бюджета.
Попытки откладывать решение проблемы (отказ от увеличения пенсионного возраста, отказ от увеличения НДС, сохранение высокой ставки страховых сборов) это попытки купировать уши постепенно, чтобы щеночку не было так больно.