Если с кроваткой вам нужно определиться сразу и к рождению малыша она уже должна стоять в детской, то с коляской можно немного и подождать (хотя и не очень долго).
Кажется, что выбор колясок еще более широк, чем выбор кроваток, но это видимость. Большинство моделей отличаются друг от друга только "рюшечками и бантиками".
Все коляски можно разделить на четыре типа:
- классическая коляска;
- коляска-трансформер;
- модульная коляска (универсал);
- прогулочная коляска.
Прогулочная коляска это просто сидячая коляска, преимущественно складная, но пока что она нам не потребуется и выбирать придется из первых трех.
Классическая коляска представляет собой люльку, жестко закрепленную на основании. Размеры люльки у неё больше, чем в трансформере или модульной коляске, а ход плавный. Ребенок хорошо защищен от непогоды, но в этой коляске он сможет только лежать.
Коляска-трансформер, на первый взгляд, выглядит как люлька, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что вынув из неё вкладную люльку, мы можем трансформировать её и в прогулочную коляску. Как правило, у этих колясок есть возможность перекинуть ручку и легко везти ребенка лицом к себе или от себя. По сравнению с люлькой в такой коляске ложе чуть меньше, а из-за того, что защита разборная, от дождя, снега и ветра она защищает чуть хуже. Главным достоинством таких колясок является цена, которая сопровождается низкой маневренностью, большим весом и значительными габаритами.
Модульные коляски, часто путают с трансформерами, потому что функционально оба этих типа заменяют и люльку и прогулочную коляску. Но, если у трансформера происходит именно освобождение люльки от лишних деталей и подъем спинки, то в модульной коляске блоки меняются целиком. В зависимости от комплектации они могут быть "2-в-1" (люлька + прогулочный блок) или "3-в-1" (люлька + прогулочный блок + автокресло). Люльки в таких колясках почти не уступают люлькам классических колясок в части удобства и защиты от непогоды, хотя и могут быть несколько меньше по размерам. По сравнению с классическими колясками и трансформерами модульные стоят намного дороже.
При выборе коляски обращать внимание следует на четыре вещи:
- колёса;
- возможность регулировки высоты ручки;
- удобство работы с тормозом;
- размер и материал поддона.
Большие колёса не только добавляют коляске вес, но и увеличивают проходимость. На большинстве люлек и трансформеров установлены, как правило, именно такие колёса. Если вы уверены, что вам не придется ходить по снегу или грязи, то на это можно не обращать внимания, а в противном случае даже легкий снежок может превратить вашу коляску в "чемодан без ручки". Лучшая проходимость и устойчивость у накачиваемых колёс, которые, кроме того, обеспечивают более плавный ход и меньше шумят.
Очень спорными представляются преимущества крутящихся передних колес. С одной стороны, такая коляска действительно очень маневренная и её очень легко поворачивать, но с другой стороны она имеет обыкновение "рыскать" и удерживать её прямо непросто. А при заезде на поребрик или ступеньки, колеса могут повернуться в сторону и заблокировать коляску. Есть модели, в которых направление колес можно зафиксировать, но у меня нет личного опыта общения с такими колясками.
Все сказанное относится и к набирающим моду трехколесным коляскам. Только там, кроме блокировки колёс при заезде на ступеньки, коляска может оказаться с опорой на одно колесо в неустойчивом положении.
Очень внимательно относитесь к моделям, у которых задние и передние колёса имеют разный размер. Во-первых, такие коляски отзываются на все неровности, а во-вторых, при спуске со ступенек вы можете уткнуться в землю краем коляски.
Регулировка высоты ручки это не каприз, а очень важный момент, особенно если у вас с мамой есть разница в росте. Если ручку невозможно отрегулировать по высоте вообще, то под кого бы вы её ни выбирали изначально, но другому гулять с ней будет неудобно, а спускать по ступеням или поворачивать коляску еще и физически тяжело.
Насколько я заметил, очень немногие пользуются в коляске тормозом, хотя это нужно делать останавливая коляску на поверхности с наклоном или в даже на ровной поверхности при ветре. Причиной, обычно, является неудобство работы с тормозом. В большинстве случаев поставить коляску на тормоз достаточно легко - просто нажать на тормоз, а вот снимать её с тормоза приходится или поднимая педаль носком обуви (от чего обувь портится), или даже руками из-за того, что тормоз очень тугой. Обязательно проверьте этот нюанс перед покупкой.
Даже если покупки вы совершаете на машине и вам нет необходимости возить в коляске продукты, вы всё равно будете использовать поддон так или иначе. Туда можно сложить накидку от дождя, детские игрушки или что-то еще, что не влезает в сумку, но может потребоваться на прогулке. Предпочтительно, чтобы поддон был выполнен из ткани. Если его можно снять, то его легко будет постирать, правда, при этом есть риск, что во время прогулки он может отстегнуться сам. Поддон должен отступать от земли не меньше чем на 10-12 сантиметров и иметь высоту бортиков не менее 15 сантиметров, иначе вы будете цепляться за ступеньки, а из поддона будут вываливаться сложенные туда вещи.
Самый неудобный вариант поддона это железный, выполненный из металлических прутьев в виде классической корзины для магазина. У них самые низкие бортики, а мелкие вещи проваливаются сквозь ячейки.
Мои личные рекомендации:
- Первой коляской стоит выбирать классическую люльку с хорошими широкими колесами. Вы успеете отъездить в ней 6-9 месяцев, особенно если это время придется на холода, при этом у вас будет удобная теплая коляска, в которой малыша очень удобно укачивать на прогулке. Потом эту коляску вы замените на прогулочную.
- Если вы хотите сэкономить и вместо двух колясок купить только одну, то стоит подумать о трансформере. Но экономия может оказаться и кажущейся, потому что хорошая коляска-трансформер может обойтись дороже, чем раздельно купленные люлька и прогулочная. Кроме того, если с ней что-то случится, то вы потеряете сразу обе коляски.
- Покупать модульную коляску 2-в-1 имеет смысл только если у вас есть где хранить сменные блоки, а 3-в-1 при наличии машины и планируемых поездках с этой коляской, но без сменного блока. Особенной экономии тут не выйдет, а таскать с собой в машине два блока нет особого смысла.
- Легкую складывающуюся прогулочную коляску вам, скорее всего, придется покупать в любом случае, потому что трансформеры и модульные достаточно тяжелы и не так компактны, ни для поездок в общественном транспорте, ни на своей машине.
- Прежде, чем покупать коляску, измеряйте расстояние между открытыми дверцами лифта и его глубину. В случае, если у вас нет грузового лифта, вы можете оказаться в очень неприятной ситуации, когда коляска влезает в лифт, а вы уже нет. Мне, например, при неработающем грузовом лифте в зимней одежде, в пассажирский лифт с коляской уже не впихнуться.
- Обратите внимание на вес коляски. То, что вам покажется легким, для мамы, да еще с ребенком внутри, может оказаться неподъемным.
- Обязательно проверяйте устойчивость коляски, но при этом учтите, что с ребенком внутри центр тяжести окажется чуть выше и её характеристики могут измениться.
UPD: Нашел на сайте табличку, в которой сведены описания и перечислены преимущества и недостатки каждого из типов колясок:
Кажется, моё мнение не сильно отличается от мнения профессионалов. :-)