ivalnick (ivalnick) wrote,
ivalnick
ivalnick

Categories:

Для тех, кто сдает НДС

Уже через месяц всем плательщикам НДС предстоит подать декларации за 1-й квартал 2016 года, сопровождая их книгами покупок и книгами продаж. Такая обязанность была вменена им поправками в налоговый кодекс с 01.01.2015 и сейчас это случится в пятый раз.
Однако, анализируя результаты предыдущих декларационных компаний, хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы, незнание которых может сильно попортить нервы.

Вспоминая, что НДС это один из самых "скандальных" налогов в части мошенничества, хочу обратить на него особенное внимание.

Начну с описания самого процесса представления декларации.
В отличии от всех остальных деклараций, процедура обработки Декларации по НДС на стороне налогового органа более сложна, но и более формализована.
В первую очередь, представленная декларация проходит проверку на соответствие данных в декларации и данных в приложениях. Если на этом этапе ошибок не выявлено, то сама декларация отправляется для проверки в систему ЭОД в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, а её приложения отправляются в централизованную систему АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля данных деклараций по налогу на добавленную стоимость, версия 2).
В налоговом органе проверяется арифметика самой декларации и соответствие её данных фактически выполненным налоговым платежам, а в АСК НДС-2 проводится сверка данных представленных контрагентами Книг покупок и Книг продаж в разрезе счетов-фактур. При выявлении расхождений налогоплательщику направляется Требование налогового органа (автотребование) с просьбой уточнить представленную информацию и подробным перечнем выявленных расхождений.

По данным Управления ФНС России по Санкт-Петербургу за 3-й квартал 2015 года (информация за 4-й квартал 2015 года еще только отрабатывается) было направлено более 20 тысяч таких требований (каждому пятому налогоплательщику), в которых содержались претензии относительно счетов-фактур на общую сумму в 80 миллиардов рублей. Однако, после получения разъяснений налогоплательщиков и устранения ими своих технических ошибок, общее число проблемных налогоплательщиков сократилось до 800, а сумма претензий до одного миллиарда рублей.

Давайте посмотрим, в чём же заключались ошибки, выявление и устранение которых стоило огромного труда налоговым органам и налогоплательщикам, не считая потраченных налогоплательщиками нервов и тех рисков штрафных санкций, которым они подвергались.

Первой причиной отправки требований об уточнении являются ошибки в реквизитах контрагентов.
Они могут быть связаны либо с опечатками в ИНН или КПП контрагентов, либо возникают из-за неаккуратности при выставлении и учете счетов-фактур организациями, имеющими обособленные подразделения. Если с опечатками всё более-менее понятно (контроль ввода, использование справочников, использование ресурса "Проверка контрагента"), то обособленными подразделениями дело обстоит не так просто.
Как в Книге покупок, так и в Книге продаж вы указываете ИНН-КПП головной организации или того обособленного подразделения, которое выставило счёт-фактуру вам, или которому вы выставили его сами. Однако, что вы, что ваш контрагент, готовя соответствующую книгу, могут указать в ней только одну собственную комбинацию ИНН-КПП. В результате, если ваш контрагент выставил вам счета-фактуры от головной организации и обособленного подразделения, а потом предоставил эту информацию в сводной Книге продаж, то АСК НДС-2 не сможет найти соответствия между ней и указанным в вашей Книге покупок счетом-фактурой обособленного подразделения.
Итогом этого могут стать как отказ в возмещении НДС вам (потому что вы представили счет-фактуру, который не выставлялся по данным продавца), так и доначисление НДС вашему контрагенту (который, якобы, не указал у себя выставленную счет-фактуру).

Второй причиной отправки требований является ошибочное заполнение кодов операций.
Перечень кодов видов операций утвержден Приказом ФНС РФ от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, а порядок их применения уточнен Письмом ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@.
Дело в том, что алгоритм проверки соответствующей записи в книге определяется именно указанным кодом, поэтому его ошибочное указание автоматически приведет к формированию требования. Кроме того, для некоторых кодов операций предусмотрены особенности при заполнении книг.
Так, для кода "19" (Импорт из ТС) в качестве номера счеты-фактуры надо указывать номер, присвоенный налоговым органом при подаче заявления. А, например, для кода "20" (Импорт) необходимо указывать реквизиты ГТД и свои реквизиты в качестве продавца.
Насколько мне известно, в настоящее время список кодов пересматривается, что может существенно упростить жизнь налогоплательщикам, но и после этого особенности заполнения книг останутся.

Третьей причиной отправки требований является некорректное заполнение книг.
Во-первых, при предъявлении НДС к зачету частями, в Книге покупок каждый раз должны полностью дублироваться реквизиты счета-фактуры, включая его итоговую сумму, а соответствующее уменьшение должно относиться только к сумме НДС.
Во-вторых, в Книге покупок запрещено использовать отрицательные суммы, за исключением случаев аннулирования записи.
В-третьих, восстановление и корректировки надо проводить через Книгу продаж, а не Книгу покупок.

При получении требования, первое на что вам нужно обратить внимание, это соответствующий код ошибки:
- "1" - счет-фактура не отражен у контрагента или от него не поступили данные
- "2" - несоответствие разделов 8 и 9 данным декларации
- "3" - несоответствие журналов
- "4" - ошибка в одной из граф журнала
Формируя пояснения для налогового органа вы можете выбрать один из двух способов: отправка пояснений в формализованном виде, отправка пояснений в произвольном виде.
Здесь нужно понимать, что отправленное формализованное пояснение будет обработано в автоматическом режиме и очень быстро. При отправке пояснений в произвольном виде оно, во-первых, застрянет в очереди на ввод данных, и, во-вторых, может быть введено некорректно (человеческий фактор исключить невозможно).
Порядок действий налогоплательщика при получении требования разъяснен в Письме ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Последнее, что хотелось бы упомянуть, это то, что АСК НДС-2, в соответствии с приказом ФНС России от 13.02.2015 N ММВ-7-6/68@ находится в опытно-промышленной эксплуатации до 31.12.2016, поэтому в его работу, включая состав и порядок проверки документов, на основании накопленного опыта и выявленных ошибок и неточностей, будут вноситься изменения. Но, ФНС поставила перед собой задачу к 2017 году перейти на контроль данного налога в автоматическом режиме, так что нам всем надо учиться с этим работать.

Если у вас есть какие-то конкретные вопросы на эту тему, то я не могу обещать ответить на них полностью сам, но обязательно доведу их до компетентных сотрудников налоговых органов и, после получения ответов, поделюсь их содержанием с вами.
Tags: Налоги, ФНС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments