?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий | Следующий

Для тех, кто сдает НДС

Уже через месяц всем плательщикам НДС предстоит подать декларации за 1-й квартал 2016 года, сопровождая их книгами покупок и книгами продаж. Такая обязанность была вменена им поправками в налоговый кодекс с 01.01.2015 и сейчас это случится в пятый раз.
Однако, анализируя результаты предыдущих декларационных компаний, хотелось бы обратить внимание на некоторые нюансы, незнание которых может сильно попортить нервы.

Вспоминая, что НДС это один из самых "скандальных" налогов в части мошенничества, хочу обратить на него особенное внимание.

Начну с описания самого процесса представления декларации.
В отличии от всех остальных деклараций, процедура обработки Декларации по НДС на стороне налогового органа более сложна, но и более формализована.
В первую очередь, представленная декларация проходит проверку на соответствие данных в декларации и данных в приложениях. Если на этом этапе ошибок не выявлено, то сама декларация отправляется для проверки в систему ЭОД в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, а её приложения отправляются в централизованную систему АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля данных деклараций по налогу на добавленную стоимость, версия 2).
В налоговом органе проверяется арифметика самой декларации и соответствие её данных фактически выполненным налоговым платежам, а в АСК НДС-2 проводится сверка данных представленных контрагентами Книг покупок и Книг продаж в разрезе счетов-фактур. При выявлении расхождений налогоплательщику направляется Требование налогового органа (автотребование) с просьбой уточнить представленную информацию и подробным перечнем выявленных расхождений.

По данным Управления ФНС России по Санкт-Петербургу за 3-й квартал 2015 года (информация за 4-й квартал 2015 года еще только отрабатывается) было направлено более 20 тысяч таких требований (каждому пятому налогоплательщику), в которых содержались претензии относительно счетов-фактур на общую сумму в 80 миллиардов рублей. Однако, после получения разъяснений налогоплательщиков и устранения ими своих технических ошибок, общее число проблемных налогоплательщиков сократилось до 800, а сумма претензий до одного миллиарда рублей.

Давайте посмотрим, в чём же заключались ошибки, выявление и устранение которых стоило огромного труда налоговым органам и налогоплательщикам, не считая потраченных налогоплательщиками нервов и тех рисков штрафных санкций, которым они подвергались.

Первой причиной отправки требований об уточнении являются ошибки в реквизитах контрагентов.
Они могут быть связаны либо с опечатками в ИНН или КПП контрагентов, либо возникают из-за неаккуратности при выставлении и учете счетов-фактур организациями, имеющими обособленные подразделения. Если с опечатками всё более-менее понятно (контроль ввода, использование справочников, использование ресурса "Проверка контрагента"), то обособленными подразделениями дело обстоит не так просто.
Как в Книге покупок, так и в Книге продаж вы указываете ИНН-КПП головной организации или того обособленного подразделения, которое выставило счёт-фактуру вам, или которому вы выставили его сами. Однако, что вы, что ваш контрагент, готовя соответствующую книгу, могут указать в ней только одну собственную комбинацию ИНН-КПП. В результате, если ваш контрагент выставил вам счета-фактуры от головной организации и обособленного подразделения, а потом предоставил эту информацию в сводной Книге продаж, то АСК НДС-2 не сможет найти соответствия между ней и указанным в вашей Книге покупок счетом-фактурой обособленного подразделения.
Итогом этого могут стать как отказ в возмещении НДС вам (потому что вы представили счет-фактуру, который не выставлялся по данным продавца), так и доначисление НДС вашему контрагенту (который, якобы, не указал у себя выставленную счет-фактуру).

Второй причиной отправки требований является ошибочное заполнение кодов операций.
Перечень кодов видов операций утвержден Приказом ФНС РФ от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, а порядок их применения уточнен Письмом ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@.
Дело в том, что алгоритм проверки соответствующей записи в книге определяется именно указанным кодом, поэтому его ошибочное указание автоматически приведет к формированию требования. Кроме того, для некоторых кодов операций предусмотрены особенности при заполнении книг.
Так, для кода "19" (Импорт из ТС) в качестве номера счеты-фактуры надо указывать номер, присвоенный налоговым органом при подаче заявления. А, например, для кода "20" (Импорт) необходимо указывать реквизиты ГТД и свои реквизиты в качестве продавца.
Насколько мне известно, в настоящее время список кодов пересматривается, что может существенно упростить жизнь налогоплательщикам, но и после этого особенности заполнения книг останутся.

Третьей причиной отправки требований является некорректное заполнение книг.
Во-первых, при предъявлении НДС к зачету частями, в Книге покупок каждый раз должны полностью дублироваться реквизиты счета-фактуры, включая его итоговую сумму, а соответствующее уменьшение должно относиться только к сумме НДС.
Во-вторых, в Книге покупок запрещено использовать отрицательные суммы, за исключением случаев аннулирования записи.
В-третьих, восстановление и корректировки надо проводить через Книгу продаж, а не Книгу покупок.

При получении требования, первое на что вам нужно обратить внимание, это соответствующий код ошибки:
- "1" - счет-фактура не отражен у контрагента или от него не поступили данные
- "2" - несоответствие разделов 8 и 9 данным декларации
- "3" - несоответствие журналов
- "4" - ошибка в одной из граф журнала
Формируя пояснения для налогового органа вы можете выбрать один из двух способов: отправка пояснений в формализованном виде, отправка пояснений в произвольном виде.
Здесь нужно понимать, что отправленное формализованное пояснение будет обработано в автоматическом режиме и очень быстро. При отправке пояснений в произвольном виде оно, во-первых, застрянет в очереди на ввод данных, и, во-вторых, может быть введено некорректно (человеческий фактор исключить невозможно).
Порядок действий налогоплательщика при получении требования разъяснен в Письме ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Последнее, что хотелось бы упомянуть, это то, что АСК НДС-2, в соответствии с приказом ФНС России от 13.02.2015 N ММВ-7-6/68@ находится в опытно-промышленной эксплуатации до 31.12.2016, поэтому в его работу, включая состав и порядок проверки документов, на основании накопленного опыта и выявленных ошибок и неточностей, будут вноситься изменения. Но, ФНС поставила перед собой задачу к 2017 году перейти на контроль данного налога в автоматическом режиме, так что нам всем надо учиться с этим работать.

Если у вас есть какие-то конкретные вопросы на эту тему, то я не могу обещать ответить на них полностью сам, но обязательно доведу их до компетентных сотрудников налоговых органов и, после получения ответов, поделюсь их содержанием с вами.

Метки:

Profile

Аватарка
ivalnick
ivalnick

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow