ivalnick (ivalnick) wrote,
ivalnick
ivalnick

Category:

Электронные счета-фактуры

Считается, что первый легитимный электронный счет-фактура был передан четыре года назад. На самом деле, это он был не первым, и отправила его другая компания через другого оператора, но не будем цепляться к частностям.
А как же дело обстоит сейчас, особенно с учетом изменений 2015 года в части представления сведений декларации по НДС в электронном виде?

А дело обстоит грустно и печально.
К сожалению, ФНС не публиковала общей статистики, но по оценочным данным ежегодно в стране выставляется от 8 до 10 миллиардов счетов-фактур, из которых на электронный вид, по самым оптимистичным прикидкам, приходится не более 10%. Вот уж казалось бы, что при 80% налогоплательщиков представляющих отчетность в электронном виде, при том, что все плательщики НДС обязаны это делать, этот процент должен быть выше 50, но нет.
Несмотря на прогнозы операторов документооборота рост получается не таким уж и высоким, да и обеспечивается он преимущественно за счет крупных продавцов, которые ставят своих покупателей перед фактом: или вы работаете с нами в электронном виде, или ищите другого продавца.
Допустим, я работаю с двумя такими продавцами и отказаться от закупок у них никак не могу, но они пользуются услугами разных операторов и мне, чтобы работать с ними обоими, приходится подключаться к каждому из них, потому что операторы так и не смогли договориться о роуминге электронных документов.
Это и есть первая причина провала: за четыре года операторы документооборота не смогли ничего сделать по объединению своих систем в единую сеть. Точнее: не захотели. Одни боялись утечки своей клиентской базы, другие надеялись переманить чужих клиентов, да еще и никак не могли договориться о взаимных расчетов.
Чисто теоретически, как старый, так и новый Приказы обязывают операторов документооборота взаимодействовать друг с другом (в случае необходимости), но практически добиваться этого некому, потому что не предусмотрены ни наличие аккредитации, ни регулятор.
И это вторая причина провала. Ведь объявить себя оператором документооборота в части счетов-фактур может любое юридическое лицо, а единственной его обязанностью является информирование налоговых органов о подключении к своей системе налогоплательщиков и используемых ими при электронном обмене реквизитов.
Опять же, теоретически вы можете обмениваться любыми документами в любых форматах, но в электронном виде, кроме счетов-фактур, налоговые органы готовы принять еще только три вида документов (ТОРГ-12, Акт приёма-передачи и УПД), а остальные... А остальные придётся печатать, заверять подписью и печатью, сканировать, снабжать описанием...
И это третья причина провала.

Сейчас и Минфин, и ФНС пытаются организовать взаимодействие операторов документооборота и расширить перечень электронных документов, но фактически у них нет ни рычагов воздействия на операторов, ни права утверждать форматы первичных документов.
Хотя периодически ходят слухи о переходе на обязательное использование счетов-фактур в электронном виде, но оснований для них не так много.

Предполагаю, что еще два-три года развитие электронного документооборота будет тормозиться из-за перечисленных мной причин, а дальше либо один из ФОИВов получит полномочия регулятора в этой области, либо операторам придется договариваться под угрозой создания такого регулятора.
Tags: Работа, ЭЦП, Электронная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments