ivalnick (ivalnick) wrote,
ivalnick
ivalnick

Category:

Электронные счета-фактуры

Считается, что первый легитимный электронный счет-фактура был передан четыре года назад. На самом деле, это он был не первым, и отправила его другая компания через другого оператора, но не будем цепляться к частностям.
А как же дело обстоит сейчас, особенно с учетом изменений 2015 года в части представления сведений декларации по НДС в электронном виде?

А дело обстоит грустно и печально.
К сожалению, ФНС не публиковала общей статистики, но по оценочным данным ежегодно в стране выставляется от 8 до 10 миллиардов счетов-фактур, из которых на электронный вид, по самым оптимистичным прикидкам, приходится не более 10%. Вот уж казалось бы, что при 80% налогоплательщиков представляющих отчетность в электронном виде, при том, что все плательщики НДС обязаны это делать, этот процент должен быть выше 50, но нет.
Несмотря на прогнозы операторов документооборота рост получается не таким уж и высоким, да и обеспечивается он преимущественно за счет крупных продавцов, которые ставят своих покупателей перед фактом: или вы работаете с нами в электронном виде, или ищите другого продавца.
Допустим, я работаю с двумя такими продавцами и отказаться от закупок у них никак не могу, но они пользуются услугами разных операторов и мне, чтобы работать с ними обоими, приходится подключаться к каждому из них, потому что операторы так и не смогли договориться о роуминге электронных документов.
Это и есть первая причина провала: за четыре года операторы документооборота не смогли ничего сделать по объединению своих систем в единую сеть. Точнее: не захотели. Одни боялись утечки своей клиентской базы, другие надеялись переманить чужих клиентов, да еще и никак не могли договориться о взаимных расчетов.
Чисто теоретически, как старый, так и новый Приказы обязывают операторов документооборота взаимодействовать друг с другом (в случае необходимости), но практически добиваться этого некому, потому что не предусмотрены ни наличие аккредитации, ни регулятор.
И это вторая причина провала. Ведь объявить себя оператором документооборота в части счетов-фактур может любое юридическое лицо, а единственной его обязанностью является информирование налоговых органов о подключении к своей системе налогоплательщиков и используемых ими при электронном обмене реквизитов.
Опять же, теоретически вы можете обмениваться любыми документами в любых форматах, но в электронном виде, кроме счетов-фактур, налоговые органы готовы принять еще только три вида документов (ТОРГ-12, Акт приёма-передачи и УПД), а остальные... А остальные придётся печатать, заверять подписью и печатью, сканировать, снабжать описанием...
И это третья причина провала.

Сейчас и Минфин, и ФНС пытаются организовать взаимодействие операторов документооборота и расширить перечень электронных документов, но фактически у них нет ни рычагов воздействия на операторов, ни права утверждать форматы первичных документов.
Хотя периодически ходят слухи о переходе на обязательное использование счетов-фактур в электронном виде, но оснований для них не так много.

Предполагаю, что еще два-три года развитие электронного документооборота будет тормозиться из-за перечисленных мной причин, а дальше либо один из ФОИВов получит полномочия регулятора в этой области, либо операторам придется договариваться под угрозой создания такого регулятора.
Tags: Работа, ЭЦП, Электронная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments