16 лет назад этот процесс происходил у меня на глазах и поразил мое воображение.
Филиал одного из московских банков, открытый в Санкт-Петербурге для обслуживания крупного клиента, решил облегчить жизнь им обоим и перейти на обмен платежными поручениями в электронном виде. Клиент был крупный, а стало быть и капризный, но чем-тог ему понравился именно наш банк-клиент, внедрение которого поручили мне.
Вся рутинная процедура заняла у меня три дня:
- в первый я настроил банк и обучил операционисток;
- во второй установил всё у клиента и обучил бухгалтерию;
- а на третий день, после первого рабочего прогона, закрыл работы соответствующим актом.
Примерно месяц спустя, выполняя очередное обновление системы, я увидел во что превратили процесс жизнерадостные безопасники банка и клиента и мне стоило больших трудов удержаться от улыбок.
До внедрения банк-клиента в организации печатали четыре экземпляра платежных поручений из бухгалтерской программы, три из которых подписывались руководителем и главным бухгалтером, заверялись печатью и отвозились в банк, а одно сразу подшивалось в архив. Потом одно из платежных поручений, снабженное отметкой банка, подшивалось в другой архив, а что банк делал со своими двумя экземплярами я как-то не интересовался.
Теперь же процедура выглядела феерично:
- из бухгалтерской программы распечатывалось два экземпляра платежных поручений, которые несли на подпись руководителю и главному бухгалтеру;
- одно подписанное поручение сдавалось в архив, а второе передавалось оператору ввода, который вводил его в банк-клиент и сохранял в своей папке "Введенных платежных документов" (зачем я настраивал экспорт-импорт мне так и осталось непонятным);
- затем оператор распечатывал в банк-клиенте еще два экземпляра, а специально обученный человек сверял его с подписанным экземпляром, и одну копию подшивал ту да же, а вторую передавал бухгалтеру, у которого хранились ключи ЭЦП;
- обозначенный бухгалтер брал эту копию, находил её в программе, подписывал, еще раз распечатывал, сверял и подшивал в папку "Платежных документов переданных в банк", после чего всё-таки передавал её в банк;
- в банке, при получении платежного поручения, автоматически распечатывались три экземпляра, один из которых сразу подшивался в папку "Платежные документы принятые в электронном виде", а два других передавались оператору для ввода в АБС (так что и время на стыковку с АБС я потратил напрасно);
- оператор, который вводил данные в АБС, сохранял один экземпляр у себя, потом распечатывал еще один уже из АБС, а потом передавал их операционисту, который, сверив их, таки проводил платежное поручение.
Вы думаете на этом всё? Как бы не так!
Потом, после того как от банка получателя денежных средств приходил результат обработки, такая же процедура повторялась с Платежным поручением по выписке...
Итого, одна и та же платежка вводилась три раза вместо двух, а распечатывалась 12 раз вместо четырех.
Никогда не забуду грустные глаза бухгалтера, которая сказала мне: "Знаете, это конечно очень удобно, что не надо ездить в банк, хотя он у нас в соседнем квартале, но почему-то на платежки теперь уходит в три раза больше времени, чем раньше. Видимо не всё у вас еще отработано в этой технологии."