?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий | Следующий

Напоминаю, что в соответствии с пунктом 5.2 Статьи 23 Налогового кодекса, налогоплательщики, являющиеся плательщиками НДС или имеющие среднесписочную численность сотрудников 100 человек и более, т.е., те, кто обязан отчитываться в электронном виде, точно так же с 01 июля 2016 года обязаны обеспечить прием требований налогового органа в электронном виде.

Никаких проблем с этим быть не должно.
Но они, увы, есть.

Во-первых, не только сами налогоплательщики, но и некоторые Операторы документооборота, как-то упустили, что если раньше, когда налоговому органу не удавалось отправить требование в электронном виде или он не получал в течении пяти дней квитанцию о приеме, требование распечатывалось на бумаге и отправлялось Почтой России, то сейчас налоговый орган вправе сразу приостановить операции по счетам налогоплательщика (Внимательно читаем Статью 76 Налогового кодекса).

Во-вторых, Статья 23 Налогового кодекса говорит, что "Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.".
И в этом тексте есть большое лукавство.
Даже если у вас есть договор с оператором документооборота и действующий квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, налоговый орган об этом просто не узнает, пока вы не отправите отчет или запрос на информационное обслуживание.

Дело в том, что регистрация абонента (налогоплательщика или его уполномоченного представителя) осуществляется оператором в ИРУД - Централизованном информационном ресурсе, размещенном в ЦОД ФНС России. А вот формирование и отправка требований происходит в территориальном налоговом органе, которые направляют их по тем реквизитам и через того оператора, через которого получили последний отчет или запрос на ИОН.

В зоне риска оказываются две группы налогоплательщиков:
- те, у кого только что появились обязательства обеспечить прием требований по ТКС;
- те, кто сменил оператора для представления отчетности.
Ну и еще третья категория: те, кто перешел от работы с одним уполномоченным к другому.

Чтобы избежать возможных проблем, сразу после подключения к оператору направьте в свою инспекцию (инспекции) запрос на информационное обслуживание (для крупнейших налогоплательщиков - запрос на информационное обслуживание в целом по организации).
Если вы работаете через уполномоченного представителя, то убедитесь, что выданная вами доверенность содержит полномочия на получение требований, что эта доверенность доставлена в налоговый орган, и что ваш уполномоченный представитель направил соответствующий запрос по ТКС.

В противном случае - не удивляйтесь.
Кстати, арбитражный суд, если таковой состоится, в большинстве случаев будет на вашей стороне. Но стоит ли доводить проблему до суда из-за таких мелочей?
Как минимум, отправка запроса на информационное обслуживание позволит вам проверить корректность настройки вашего ПО и даст опыт работы с ним.

Метки:

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
compitor
2 фев, 2017 07:41 (UTC)

Т.е. ИРУД и конечная инспекция существуют отдельно и не обмениваются информацией?



Edited at 2017-02-02 07:41 (UTC)
ivalnick
2 фев, 2017 08:00 (UTC)
Регистрационной информацией не обмениваются.
Технология сейчас выглядит так:
- ИРУД, установленный в ЦОД;
- ГПК, установленный в ЦОД;
- ЛПК, установленный в инспекции;
- СЭОД, установленный в инспекции.

Оператор регистрирует своего абонента в ИРУД.
ИРУД передает эти регистрационные данные в ГПК.
Отчетность от налогоплательщика через Оператора идет в ГПК.
ГПК:
- проверяет существование абонента;
- расшифровывает документ;
- проверяет ЭП;
- проверяет документ и формирует Извещение о получении или Уведомление об отказе;
- передает обработанный документ в ЛПК.
ЛПК:
- регистрирует документ;
- передает документ в СЭОД.
СЭОД;
- загружает документ;
- формирует Квитанцию о приеме;
- обрабатывает документ;
- формирует Уведомление о приеме или об уточнении;
- выгружает ответ в ЛПК.
И далее ЛПК передает его в ГПК, где он зашифровывается и отдается оператору.

Т.е., СЭОД узнает реквизиты (идентификатор абонента), только после того, как от абонента пришло хоть что-нибудь.
Если же ничего не было или что-то изменилось, то при отправке документов по инициативе налогового органа возникает проблема, потому что СЭОД либо не может отправить документ (нет данных), либо отправляет по старым реквизитам.

Это всё должно вылечиться, когда обработка документов будет полностью происходить в ЦОДе (Четвертый этап развития АИС Налог-3), но пока даже не берусь предсказывать сроки.
Сейчас говорят только о централизованной обработке НДС и Прибыли, но пока что дальше тестов дело не пошло.
compitor
2 фев, 2017 08:05 (UTC)
ок, т.е., теоретически, если у меня закончится сертификат и я закажу новый, но оператор укажет при регистрации в ИРУД сертификата не мою инспекцию, а любую другую, то для своей я останусь налогоплательщиком с истекшим сертификатом?
ivalnick
2 фев, 2017 08:21 (UTC)
Нет.
Во-первых, регистрация производится Оператором в ИРУД-ГПК без привязки к конкретной инспекции. Т.е., регистрационные данные содержат:
- Идентификатор абонента (уникальный реквизит, присваиваемый Оператором)
- Наименование налогоплательщика
- ИНН налогоплательщика
- Список используемых сертификатов
Во-вторых, все крипто-операции (расшифровывание, шифрование, проверка ЭП) проводятся в ГПК.

Так что, ваша инспекция ничего не знает про ваши сертификаты, да ей это и не нужно.
compitor
2 фев, 2017 08:25 (UTC)
Тогда другой вопрос: есть у меня софт для работы в режиме уполномоченного представителя. Там подключено 100500 инспекций. и от каждой мне приходит рассылка. В подавляющее большинство я ничего не отправлял и вряд ли буду. Почему я получаю тонны спама? :)
ivalnick
2 фев, 2017 08:37 (UTC)
О-о-о!!! Рассылки это вечная песня. :-)
Поскольку их проектировал именно я сам, но 10 лет назад и в других условиях, то сейчас, когда полностью сменилась технология взаимодействия это привело к очень печальному результату.

Во-первых, у рассылок есть два режима:
- персонифицированная, когда инспекция может отправить рассылку ограниченному числу по собственному выбору (раньше было ограничение в 1000 получателей);
- всем абонентам, взаимодействующим с инспекцией.

С персонифицированной всё понятно и удобно: выбрали ИП, которые занимаются производством сепулек и отправили им сообщение об уточнении нюансов отражения сбыта сепулек в текущем отчетном периоде. Но получилась сразу 1000 сообщений, которые надо передать из инспекции в ГПК, а оттуда Оператору. А трафик жрется, базы забиваются, время тратится зря.

Рассылка "Всем", это одно сообщение, которое доводится до Оператора, а уже он сам тиражирует его своим абонентам.
Но, не все операторы следят за тем, кто и с какой инспекцией реально работает. А в случае с уполномочкой они этого могут и не знать. И тогда они просто тиражируют все полученные от инспекций рассылки всем своим абонентам.
Ну и даже те, кто следят, подключая так называемые маршруты, иногда косячат, потому что им проще отправить лишнее, чем недоставить рассылку.

Пять лет уже бьемся с этим вопросом и пока ничего не удается сделать. Да у меня, наверное, уже и не получится.
compitor
2 фев, 2017 08:40 (UTC)
хм.... случай с маршрутами именно мой.
ivalnick
2 фев, 2017 08:50 (UTC)
Могу только сказать, что один из наших клиентов, крупнейший налогоплательщик, получает рассылки от примерно 650 инспекций. Когда я последний раз был у них в офисе, в папке "Рассылки" было около 10 тысяч непрочитанных сообщений за прошлый год.
Причем, очень многие дублировались по 300-400 штук от разных инспекций.
compitor
2 фев, 2017 09:04 (UTC)
"понимающе вздыхаю"...
starrywarrior
2 фев, 2017 10:48 (UTC)
Вставлю свои 5 коп. про рассылки. Я не знаю, чем думают в налоговой при отправке, но как, ёжики колючие, как объяснить им, что рассылка по всем мегабайт так в 20 в последний день сдачи отчетности - очень плохая идея? 20 метров - не предел, как-то были отправки в 95. с видео. всем.
файлы в формате pub, которые открыть не может каждый первый сельский абон тоже доставляют...
Абон с грузовиками жаловался на рассылки с шубами. (Привет от системы "Маркировка"). Впрочем, на них жаловались все, т.к. просто задолбали.
ivalnick
2 фев, 2017 12:46 (UTC)
В моей практике мне больше всего было жаль одного частного предпринимателя, который и пользовался-то сдачей отчетности раз в год (зачем ему вообще это было нудно?), но при очередном подключении получил почти 300 мегабайт рассылок, не приняв которые он не мог отправить отчетность.
По 10 рублей за мегабайт, между прочим, потому как подключался через сотовую связь.
Хорошо, хоть сдаться успел...
starrywarrior
2 фев, 2017 12:50 (UTC)
В общем, рассылки - зло!
ivalnick
2 фев, 2017 13:06 (UTC)
Сами по себе - они инструмент.
Вот только пользуются им неправильно.
Ольга Ермолаева
8 сент, 2017 12:03 (UTC)
Подскажите, что делать если...
Здравствуйте, Алексей!
А мы "напоролись" как раз на такую ситуацию - был ключ у бывшего главного бухгалтера, она до апреля 2017 года сдавала отчеты. С мая 2017 года отчеты и запросы ИОН формируем мы - уполномоченная бухгалтерия. Но налоговая нам все требования упорно шлет на ЭЦП, который у бывшего главбуха. Так было в июне, когда нам заблокировали счет за неувиденное нами требование. Счет мы разблокировали и написали письмо в налоговую, мол, не работаем тем ключом, вот есть уполномочка, принимайте от нее. В июле отчитались через ключи уполномочки, в августе-июле слали ИОНы от уполномочки. НО 25.08.2017 нам налоговая вновь отправила требование на другой ЭЦП. Мы его, естественно, не увидели и в результате получили вновь заблокированный счет. Притом именно в тот день, когда надо было платить по крупному контракту. На все вопросы налоговая ссылается, что мол хотя наши требования по другому ЭЦП пришли "с отказом", мол есть по тому каналу извещения о получении электронного документа, датированные августом и сентябрем. Созвонились с главбухом, оказалось, ей действительно на ее ключ с другими организациями сыпятся информационные сообщения в аккаунт, которые она не открывает.
Возникает вопрос - отчетность отправляет уполномочка, ИОНы запрашиваем тоже мы, уполномочка. Но налоговая ссылается, что тот ключ в приоритете... Подскажите, налоговая права, что направляет все требования туда?
ivalnick
11 сент, 2017 06:10 (UTC)
Re: Подскажите, что делать если...
Здравствуйте!
Это очень хороший пример проблемы, который, с вашего разрешения, я попробую обсудить на ближайшем совещании.

Инспекция, в данной ситуации, не совсем права, но и сделать мало что может, потому что процесс отправки требований автоматизирован и не может быть изменен на местном уровне.

Во-первых, я бы проверил доверенность и сведения в информационном сообщении о доверенности. Точнее говоря: код области полномочий.
Часто там указывают только код "01" (Право подписывать и представлять декларации"), а желательно использовать код "99" (полные полномочия).

Во-вторых, если бухгалтер не пользуется этой учетной записью, то лучше попросить ОЭД заблокировать её. Так будет надежней.
А сразу после блокировки отправить запрос на ИОН.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Аватарка
ivalnick
ivalnick

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow