Тем, кто не занимается представлением отчетности в ФНС по ТКС, под катом будет непонятно и совсем не смешно.
Это не одна большая история, а несколько маленьких, которые произошли со мной и моими коллегами в 2002-2005 годах, когда мы еще только распахивали поле "электронной отчетности".
Позволю себе напомнить, что стандартизация и унификация ПО и форматов, были еще только в проекте, но первые форматы, утвержденные в 2002 году, стали обязательными для всех, а трактовал их каждый как умел.
Добро бы, если бы речь шла только про ПО налогоплательщиков и спецоператоров. Но и в налоговых инспекциях стояли как минимум четыре разных программных пакета со своими особенностями (говорят, что их было больше, но я сталкивался только с четырьмя).
А приемные комплексы на стороне налогового комплекса ставились самими спецоператорами. Помните еще те времена, когда в инспекции могла стоять три-четыре-пять разных приемных комплекса, каждый со своими хотелками и нюансами? Я-то хорошо помню, но это отдельная история.
Казус первый: и совсем не так надо произносить 'the table'
Отладившись с форматами на одном пакете мы были уверены, что стали равны богам. Никаких подвохов мы не чувствовали и смело приехали на встречу с пользователями двух других пакетов, намереваясь доказать им, что мы самые-самые-самые.
Настроились, отправили тестовый комплект, а в ответ получаем ошибки формата.
Всё тестирование заняло у нас минут 10, а спор о том у кого допущены ошибки - часов 10.
Это уже намного позднее я стал одним из признанных специалистов в этом вопросе (кто-нибудь может вспомнит "Слово о предписанном реквизите"?). А тогда приходилось долго и мучительно разговаривать, потому что все четыре разработчика программных комплексов трактовали нюансы по своему и ни один из них не хотел уступать. Практически, "Я так вижу" от программирования.
Казус второй: дурная голова рукам покоя не дает
Спустя некоторое время мы получили жалобу от одного из очень крупных налогоплательщиков: дескать наше ПО не позволяет ему передавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме. А поскольку налогоплательщик был не просто крупный, но крупнейший, то мы были вызваны "на ковер" к руководителю инспекции.
В Москву мы с коллегами приехали подготовленными: мы привезли с собой клетчатую сумку "мечта челнока", набитую тщательно сброшюрованными версиями форматов. Весила она килограмм 15.
В самом начале совещания представители инспекции и налогоплательщика обрушились на нас с замечаниями, что наше ПО работает неправильно и им вообще невозможно пользоваться.
Мы попросили пример и нам его тут же предоставили: бухгалтерский баланс.
Тут надо заметить, что форма бухгалтерского баланса позволяет увеличивать в неё количество строк, для тех или иных потребностей, а вот формат включал в себя только типовые поля и не давал никакой возможности для расширения.
Естественно, что наше ПО выдавало ошибки, находя в бухотчетности "лишние" реквизиты. Кроме того, мы были совершенно уверены, что и программный комплекс при загрузке такого "расширенного баланса" должен был выдать точно такие же ошибки.
И тогда мы попросили объяснить, как же они работают с этими документами через другого спецоператора?
Нам объяснили. Оказывается, пришедший документ ручками правился специалистами инспекции, а уже потом, избавленный от излишков, скармливался программному комплексу. При этом, все эти лишние реквизиты не использовались вообще никак.
Круглые глаза руководителя инспекции и главного представителя налогоплательщика надо было видеть.
К их чести, на этом совещание, которое продолжалось не более четверти часа, и закончилось, а нам принесли извинения.
Казус третий: а мы с вами уже встречались
А потом мы столкнулись с разработчиками четвертого программного комплекса.
К счастью, к этому моменту мы уже обладали некоторым авторитетом, но всё равно были вынуждены подстраиваться под конкретные нюансы их собственной реализации. К счастью, тестировали мы не всю работу, а только наши средства форматно-логического контроля. Работа шла быстро и выглядела примерно так:
- А вот эти реквизиты должны быть только в верхнем регистре!
- Пожалуйста.
- А вот у этих реквизитов значения должны быть в верхнем регистре!
- Пожалуйста.
- А вот в этом документе должен быть немного другой порядок реквизитов!
- Пожалуйста.
- А вот...
И так по всем пунктам.
В конце нам задали только один вопрос:
- А как вы смогли предусмотреть все эти нюансы?
- Да мы уже три года с вашими коллегами регулярно на эти темы общаемся. Нам проще было сделать модуль ФЛК универсальным и настраиваемым под ваши пожелания, чем бодаться или писать для каждого свою версию. К счастью, у вас все пожелания уложились в полный набор ранее высказанных.