ivalnick (ivalnick) wrote,
ivalnick
ivalnick

Category:

Когда версии форматов были маленькими

Прочитал "честный плач" относительно форматов представления отчетности, и вспомнилась мне история, которая произошла много-много лет назад.
Тем, кто не занимается представлением отчетности в ФНС по ТКС, под катом будет непонятно и совсем не смешно.

Это не одна большая история, а несколько маленьких, которые произошли со мной и моими коллегами в 2002-2005 годах, когда мы еще только распахивали поле "электронной отчетности".

Позволю себе напомнить, что стандартизация и унификация ПО и форматов, были еще только в проекте, но первые форматы, утвержденные в 2002 году, стали обязательными для всех, а трактовал их каждый как умел.
Добро бы, если бы речь шла только про ПО налогоплательщиков и спецоператоров. Но и в налоговых инспекциях стояли как минимум четыре разных программных пакета со своими особенностями (говорят, что их было больше, но я сталкивался только с четырьмя).
А приемные комплексы на стороне налогового комплекса ставились самими спецоператорами. Помните еще те времена, когда в инспекции могла стоять три-четыре-пять разных приемных комплекса, каждый со своими хотелками и нюансами? Я-то хорошо помню, но это отдельная история.

Казус первый: и совсем не так надо произносить 'the table'

Отладившись с форматами на одном пакете мы были уверены, что стали равны богам. Никаких подвохов мы не чувствовали и смело приехали на встречу с пользователями двух других пакетов, намереваясь доказать им, что мы самые-самые-самые.
Настроились, отправили тестовый комплект, а в ответ получаем ошибки формата.
Всё тестирование заняло у нас минут 10, а спор о том у кого допущены ошибки - часов 10.
Это уже намного позднее я стал одним из признанных специалистов в этом вопросе (кто-нибудь может вспомнит "Слово о предписанном реквизите"?). А тогда приходилось долго и мучительно разговаривать, потому что все четыре разработчика программных комплексов трактовали нюансы по своему и ни один из них не хотел уступать. Практически, "Я так вижу" от программирования.

Казус второй: дурная голова рукам покоя не дает

Спустя некоторое время мы получили жалобу от одного из очень крупных налогоплательщиков: дескать наше ПО не позволяет ему передавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме. А поскольку налогоплательщик был не просто крупный, но крупнейший, то мы были вызваны "на ковер" к руководителю инспекции.
В Москву мы с коллегами приехали подготовленными: мы привезли с собой клетчатую сумку "мечта челнока", набитую тщательно сброшюрованными версиями форматов. Весила она килограмм 15.
В самом начале совещания представители инспекции и налогоплательщика обрушились на нас с замечаниями, что наше ПО работает неправильно и им вообще невозможно пользоваться.
Мы попросили пример и нам его тут же предоставили: бухгалтерский баланс.
Тут надо заметить, что форма бухгалтерского баланса позволяет увеличивать в неё количество строк, для тех или иных потребностей, а вот формат включал в себя только типовые поля и не давал никакой возможности для расширения.
Естественно, что наше ПО выдавало ошибки, находя в бухотчетности "лишние" реквизиты. Кроме того, мы были совершенно уверены, что и программный комплекс при загрузке такого "расширенного баланса" должен был выдать точно такие же ошибки.
И тогда мы попросили объяснить, как же они работают с этими документами через другого спецоператора?
Нам объяснили. Оказывается, пришедший документ ручками правился специалистами инспекции, а уже потом, избавленный от излишков, скармливался программному комплексу. При этом, все эти лишние реквизиты не использовались вообще никак.
Круглые глаза руководителя инспекции и главного представителя налогоплательщика надо было видеть.
К их чести, на этом совещание, которое продолжалось не более четверти часа, и закончилось, а нам принесли извинения.

Казус третий: а мы с вами уже встречались

А потом мы столкнулись с разработчиками четвертого программного комплекса.
К счастью, к этому моменту мы уже обладали некоторым авторитетом, но всё равно были вынуждены подстраиваться под конкретные нюансы их собственной реализации. К счастью, тестировали мы не всю работу, а только наши средства форматно-логического контроля. Работа шла быстро и выглядела примерно так:
- А вот эти реквизиты должны быть только в верхнем регистре!
- Пожалуйста.
- А вот у этих реквизитов значения должны быть в верхнем регистре!
- Пожалуйста.
- А вот в этом документе должен быть немного другой порядок реквизитов!
- Пожалуйста.
- А вот...
И так по всем пунктам.
В конце нам задали только один вопрос:
- А как вы смогли предусмотреть все эти нюансы?
- Да мы уже три года с вашими коллегами регулярно на эти темы общаемся. Нам проще было сделать модуль ФЛК универсальным и настраиваемым под ваши пожелания, чем бодаться или писать для каждого свою версию. К счастью, у вас все пожелания уложились в полный набор ранее высказанных.

Tags: Байки, Работа, ФНС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments