?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий | Следующий

О военном образовании

Неоднократно доводилось слышать про "тупых солдафонов".
Угу-угу...
Всегда забавно слышать.
Особенно от представителей смежных с моей специальностей.

А вы, ребятки, как насчет этикета? Знаете какой из шести вилок что есть?
И танцевать вальсы умеете?
Может быть еще и статью 122 Дисциплинарного устава вспомните?

Когда папа учился на классах, в его постоянном книжном боекомплекте было шесть книг:
- Корабельный устав;
- Дисциплинарный устав;
- МППСС-72;
- Что-то очень специальное по штурманской части;
- Что-то очень партийное;
- Справочник по этикету.

Корабельный и дисциплинарный уставы, хотя и было мне тогда всего шесть лет, я уже прочитал и более-менее понимал. Из МППСС - только картинки, чтобы понять каким раком к тебе обращено проходящее мимо судно. Штурманию и партийщину папа у меня вежливо изымал.
А вот справочник по этикету...

Вот много ли кто знал в 1978 году как надо вести себя на фуршете?
Или чем отличается официальный прием от неформального завтрака в посольстве?
Боюсь, что в Политехе этому точно не учили.
Не говоря уже о танцах.

А в 1995 году я лично наблюдал картину маслом, когда стадо чиновников, разбавленное десятком офицеров Северного флота, кормилось деликатесами на консульском приеме.
Увы, консул пользовался исключительно норвежским языком, который я не понимаю, но его коллеги говорили между собой по-английски.
На месте наших гражданских я бы удавился уже после фразы: "Флот у них, может быть, и рабоче-крестьянский, но офицеры у них - офицеры."

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
akitos
1 ноя, 2017 07:05 (UTC)
кстати не плохо бы обучать офицеров танцами этикету, вроде сейчас на это забили.

Edited at 2017-11-01 07:06 (UTC)
ivalnick
1 ноя, 2017 08:03 (UTC)
Мой троюродный племянник, который сейчас учится в училище имени Фрунзе, говорит, что не забили. :-)

Очень огорчается, что тратит время на эту фигню, потому что на ухо ему слон наступил, а танцевать он совсем не любит.
akitos
1 ноя, 2017 08:26 (UTC)
так тем более, одна из особенностей военного дела, это научиться заниматься тем, что тебе не нравится.
vi4kin77
1 ноя, 2017 07:07 (UTC)
Справедливости ради, всё же, скажем: это не образование, а именно ситуативно-полезный навык, который при возникновении необходимости быстренько, по военно-морскому надрачивали за три занятия. Как Маресьев за три урока бальным танцам на протезах обучился, в базовом образовании-то он гопака от полонеза отличить не мог, цэ факт. Поверь, что даже сантехник взятый сортиры в посольство чистить этими навыками обладал не хуже, чо уж. И инженер выпущенный зарубеж в рамках какого сотрудничества орудовал вилкой и ножаме не хуже. Ну, у военов дисциплинка вообще способствует быстрой обучаемости и общий "нобиле облидж" прививает в базе, однако ж дело не в образовании. Ванька-ротный, которому никогда даже генерала не увидеть, не то что иностранца, типично мог и руками капусту квашенную трескать ни о чём не переживая. Да и мичман-завскладом у себя в каптёрке на Диксоне особенно этикетом не утруждался, ггг.
ivalnick
1 ноя, 2017 08:11 (UTC)
Видимо я как-то неправильно сформулировал свою мысль.
Замечание, как говорил Владимир Ильич, архиверное, тем более, что армейский принцип "не умеешь - научим, не хочешь - заставим" еще не отменили.
Но я говорил исключительно о том, что для большинства гражданских информация о том, что кроме хождения строем и надевания сапог утром на свежую голову, военных учат еще многим вещам, является открытием.
vi4kin77
1 ноя, 2017 08:29 (UTC)
Думаю, что о том, "что учат многим вещам" люди в целом представляют. Кстати, именно потому, что ты вот тоже "невоенных" представил такими лопухами с вилками не могущими разобраться, хотя на деле и физиков-ядерщиков, и матросов-мотористов рыбацких лайб тоже учат очень многому. Чего те не демонстрируют, хоть и "проходили". У нас в речном _ПТУ_(!) курс этики таки был. Именно потому, что кто-то, возможно, будет на круизном лайнере маслопупить, и вдруг с иностранцем столкнётся? Ну, шоб не ударил в грязь лицом и мог показать класс как лобстера специнструментом выковыривать не обрызгавшись, ага. На деле оно, понятно, забывается тут же, за ненадобностью. Но те же самые физики, замечу, довольно часто на нобелевских приёмах во фраке с королём Швеции жрут лобстеров. И никто из них не опозорился. Тоже ведь "Наука у них мож и рабоче-крестьянская, но учоные - истинные акадэмики!". И в институте Йоффе своём курс этики и эстетики тоже проходили. Хотя как-то об этом не особо вспоминают, мусоля образ "сумасшедшего профессора" в грязном халате заляпанном припоем и залитым кислотами. Стереотипы они стереотипы и есть. Хотя о том, что вообще-то на самом деле "физики в своих институтах не только топологию и квантовую физику, но и ещё много чего учат..." все на сознательном уровне знают. Ты ж вот тут тоже представил "невоенных" как лопухов, хоть на деле это и не совсем так, и ты знаешь, и примеров вспомнить можешь.
livejournal
1 ноя, 2017 07:32 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
a4inka
1 ноя, 2017 09:38 (UTC)
Да-с, традиции.
"...и Дрозд. Он дает последние наставления:
- Следите за своим ножом и вилкой и опрятностью на тарелке, если позовут вас ужинать. Рыбу - только вилкой; можете помогать хлебной корочкой. Птицу в руки не брать. Ешь небольшими кусками, чтобы не быть с полным ртом, когда соседка обратится к тебе с разговором. Девчонкам глупостей не врать, всякие чувства побоку и э-к черту-с. Начальнице и генералам кланяться придворным поклоном, как учил танцмейстер. Если начальница протянет руку, приложись, но, склонившись, не чмокай."
dmitrmax
1 ноя, 2017 10:52 (UTC)
А РБЖ не было, потому что знал наизусть? )

На самом деле, история твоя исключительно флотско-офицерская, а не армейская или солдафонская.

Проходя военные сборы в Кронштадте, я переоткрыл себе эти вещи про офицеров. Один кап-два, например, дрючил в настольный теннис любого из трёх сотен курсантов, а отдышавшись задавал трёпу (тут правда уже не столь однозначно) в шахматы. А во время ночного дежурства по части с одним каптри я полночи обсуждал Ремарка и другую литературу.

С другой стороны, это относилось только к офицерам старой закалки (каптри и выше). Молдняк, который нами непосредственно заправлял в звании старлеев, был старше нас года на три, и ничего не имел кроме понтов, что выглядело вообще очень грустно.

С другой стороны, я прекрасно понимаю, что каптри от нефиг делать прочитал по два раза всю библиотеку части, а никакой полезного эффекта Родине его служба (вне одного месяца в году, когда часть наполнялась курсантами) не приносит. Это тоже печально.

И уж я тем более молчу о том, что во всей военно-морской части нашивки на рукаве кителя я видел только у одного офицера, которые тем не менее очень пужали нас службой на СФе с просветкой яиц реакторами АПЛ. Еле как удерживался ткунть их носом в то, что железо они сами видали только с берега.
tatiana_ryaba
1 ноя, 2017 12:38 (UTC)
Вот только скажу "да". Без уточнений :)
vladicusmagnus
1 ноя, 2017 17:11 (UTC)
Алекс, блин !!! Флот и армия, это две большие разницы. Умница, чо уж.

То то, постоянно моряки отжигают в мемуарах и прочем. А как сухопутных читаешь - сразу ясно - одна извилина и та от фуражки. Плюс закаменела уже к возрасту 50 лет.

Но таки в Суворовском, например, училище - раньше учили бальным танцам (сейчас не знаю). Но уже в Военной Академии - ничего подобного. Чисто матчасть и вот это все. Так что если кто то что то и умел - благополучно за эти 5 лет забывал. Ну и после службы в доблестных рядах ПВО Республики Беларусь (номер указывать не буду, от греха подале), когда норма по литру водки на жало, из закуси 100 грамм заветренного соленого сала (на четверых же), 700 граммовая банка зеленых помидор-горошин, и полпачки сливочного масла... И потом этот фарш ровненьким слоем по всей дороге от комнаты до сортира (50 метров, не каждый добегал) ))) Утром только "бля, почему мы не умерли, это было бы так здорово" (только мата в 10 раз больше)... Ну это в принципе все что надо знать о защите западных рубежей Беларусью, кстати. Ну и про политес тоже )))
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Аватарка
ivalnick
ivalnick

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow